ЖИЗНЬ ПОСЛЕ ЛЕФА: РАБОЧИЕ ТЕТРАДИ АЛЕКСЕЯ КРУЧЕНЫХ 1927-1930 ГОДОВ
ЖИЗНЬ ПОСЛЕ ЛЕФА: РАБОЧИЕ ТЕТРАДИ АЛЕКСЕЯ КРУЧЕНЫХ 1927-1930 ГОДОВ
Аннотация
Код статьи
S013160950028665-5-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Хачатурян Любовь Валерьевна 
Должность: докторант; доцент
Аффилиация:
Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Адрес: Российская Федерация,
Выпуск
Страницы
230-235
Аннотация

В статье идет речь о поэтическом наследии А. Крученых позднего периода. В воспоминаниях современников об этом времени Крученых-коллекционер затмевает Крученых-поэта. Рабочие же тетради, избранные записи из которых публикуются, свидетельствуют о том, что в это время Крученых продолжал творческие поиски.

Ключевые слова
А. Крученых, рабочие тетради, портрет поэта.
Источник финансирования
Исследование подготовлено в рамках проекта РНФ № 22-28-01569, НИУ ВШЭ.
Классификатор
Получено
18.11.2023
Дата публикации
30.11.2023
Всего подписок
10
Всего просмотров
37
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
Доступ к дополнительным сервисам
Дополнительные сервисы только на эту статью
Дополнительные сервисы на весь выпуск”
1 DOI: 10.31860/0131-6095-2023-4-230-235
2 © Л. В. ХАЧАТУРЯН
3 ЖИЗНЬ ПОСЛЕ ЛЕФА.
4 РАБОЧИЕ ТЕТРАДИ АЛЕКСЕЯ КРУЧЕНЫХ 1927–1930 ГОДОВ1
1. Исследование подготовлено в рамках проекта РНФ № 22-28-01569, НИУ ВШЭ.
5 Огромный корпус творческого наследия Алексея Крученых принято делить на два практически изолированных кластера, обусловленных диаметрально различными стратегиями жизнетворчества, первая из которых – акцентируемая «прагматика действия»,2 вторая – продиктованная цензурой «прагматика неучастия». На рубеже между ними кипучая активность Крученых в создании новых форм художественного высказывания – языка, перформанса, артефакта – стремительно перешла в свою полную противоположность – архивный или «рукописный период». Фактография творчества Крученых эпохи футуризма исследована в ряде научных работ, посвященных русскому авангарду.3 Публикаций поздних текстов Крученых известно крайне мало.
2. Применительно к русскому авангарду термин «действенность» (провокативное продвижение идеи) предложен в программной статье М. И. Шапира: «Главным становится действенность искусства — оно призвано поразить, растормошить, взбудоражить, вызвать активную реакцию у человека со стороны. При этом желательно, чтобы реакция была немедленной, мгновенной, исключающей долгое и сосредоточенное переживание эстетической формы и содержания Ситуация в целом отчасти напоминает корриду, а ее создатели — своего рода тореадоров» (Шапир М. И. Эстетический опыт ХХ века. Авангард и постмодернизм // Philologica. 1995. Т. 2. № 3/4. С. 137–138). В современных исследованиях «прагматика действия» актуализирована в работах Д. Г. Иоффе («шокирующий праксис»). См.: «При осмыслении семиотической основы русского футуризма упор делается на открыто акцентируемую им прагматику действия, на восприятие авангарда как некоего особого шокирующего праксиса и, прежде всего, на сложный дейксис воинственного авангардного жеста» (Иоффе Д. Г. К вопросу о радикальной эстетике Второго русского авангарда. Поэтика Михаила Гробмана: живопись, жизнетворчество и кинический террор // Новое литературное обозрение. 2016. № 4. С. 287). См. также: Иоффе Д. Г. Символический капитал посмертного наследия Хлебникова и Маяковского sub specie авангардной перформативности скандала. Семиотическая прагматика авангардного поведения и жизнетворчества // Критика и семиотика. 2022. № 1. С. 228–272.

3. Память теперь многое разворачивает: Из литературного наследия Крученых / Сост., послесловие, публ. текстов и комм. Н. Гурьяновой. Berkeley, 1999; Розанова О. «Лефанта чиол…» / Вступ. статья, публ. писем и комм. В. Н. Терехиной. М., 2002; Книги А. Е. Крученых кавказского периода из коллекции Государственного музея В. В. Маяковского: каталог / Авт.-сост. Л. Г. Жукова, Д. В. Карпова. М., 2002; Крученых А. Е. К истории русского футуризма: Воспоминания и документы / Вступ. статья, подг. текста и комм. Н. Гурьяновой. М., 2006; Харджиев Н. От Маяковского до Крученых: Избр. работы о русском футуризме. С приложением «Кручёныхиады» и других материалов. М., 2006; Архив Н. И. Харджиева. Русский авангард. Материалы и документы из собрания РГАЛИ: В 3 т. / Сост. А. Парнис; науч. ред. А. Сарабьянов. М., 2017–2019.
6 Рабочее название второй стратегии было впервые предложено Н. И. Харджиевым в статье «Полемическое имя».4 В качестве условной границы Харджиев указал судьбоносный 1930 год, ассоциируемый не столько со смертью Маяковского, сколько с публикацией последних тиражируемых книг:5 «Его последние сборники были изданы в 1930 году, в количестве 150 и 130 экземпляров: я имею в виду два цикла „Ирониада“ и „Рубиниада“ — лучшие образчики любовной лирики Крученых, перекликающиеся с поэмой Маяковского „Облако в штанах“. Таким образом, последние 38 лет жизни Алексея Крученых были „рукописным“ периодом его творчества. <…> Когда „все сочиненное“ Алексеем Крученых будет собрано и издано, то станет очевидным, что русская поэтическая культура обогатилась такими произведениями, которые принято называть классическими».6 Контрастное противопоставление двух этапов творчества прослеживается до новейших исследований, посвященных творческому наследию Крученых. Нина Гурьянова подчеркнула, что «рукописное время» Крученых в равной степени означало прекращение творческого процесса на стадии беловика (автор под давлением обстоятельств отказывался от полноты издательского цикла)7 и архивирование рукописных документов – создание коллекции артефактов, которым, следуя часто цитируемым самим Крученых строкам, «как драгоценным винам, настанет свой черед».
4. Харджиев Н. Полемичное имя // Памир. 1987. № 2. С. 168.

5. Д. В. Карпов датирует работу Крученых в технике стеклопечати 1928 – серединой 1930-х годов. К этим книгам, помимо указанных Харджиевым, Карпов относит три первых выпуска сборника «Живой Маяковский» (июнь–август 1930), сборник «Неизданный Хлебников» (1928–1934, вып. 1–19, 23, 24) и ряд других изданий. См.: «В 1928 году 3-е издание его книги „Приемы ленинской речи“ становится последней авторской книгой, отпечатанной в типографии. С этого времени и до середины 1930-х годов Крученых использует стеклопечать. Позже начинается „альбомный“ период его творчества, продолжавшийся до самой смерти поэта / Техника стеклографии позволяет сохранить естественную непосредственность почерка автора и композиционное единство текста и рисунка на плоскости листа» (Карпов Д. «Неизданный Хлебников» Алексея Крученых и другие стеклографированные издания Алексея Крученых // Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования. 2005. № 1–2 (24). С. 90).

6. Цит. по: Харджиев Н. И. От Маяковского до Крученых: Избр. работы о русском футуризме. С. 398.

7. «В 1930 г. вышли в свет два последних поэтических сборника Алексея Крученых „Ирониада“ и „Рубиниада“, изданных автором тиражом 150 и 130 экземпляров. После этого в творчестве „вождя заумцев“ и вдохновителя русского футуризма, „острейшего полемиста и виртуоза эпатажных выступлений“ наступил тот особый период, длившийся до конца жизни поэта, который Николай Харджиев, близкий друг Крученых, назвал „рукописным“. (Из солидного поэтического наследия Крученых 1930–1960-х гг., требующего отдельного исследования и издания, было посмертно опубликовано лишь несколько стихотворений и стихотворных циклов» (Гурьянова Н. Биография дичайшего. Воспоминания Крученых в литературном контексте 1920–1930-х годов // Крученых А. Е. К истории русского футуризма: Воспоминания и документы. С. 7–8).
7 Собрание рукописей русского модернизма от футуризма и авангарда в целом до материалов формальной школы и будущих классиков ХХ века8 затмило поэтическое наследие самого Крученых позднего периода, оставляя в стороне важнейшую часть его личного архива – рабочие тетради, содержащие оригинальные тексты. В сознании современников коллекционирование представлялось наиболее плодотворным полем деятельности Крученых, а поэтическое творчество – второстепенным. Н. Гурьянова резюмировала это так: «В его творчестве появляется новый „прибавочный элемент“: поэт в это время работает прежде всего как исследователь, историк и хранитель».9 Постепенно образ «историка и хранителя» начал обрастать легендами. На смену концептуалисту и заумнику Кручу, более радикальному в акционизме и языковых новациях,10 чем Маяковский и Бурлюк, пришел новый – поэт превратился в филистера (здесь не случайна параллель с А. Рембо), торговца подержанными рукописями: «Звали его Лексей Елисеич, Кручка, но больше подошло бы ему – Курчонок. <…> Одевался в отрепья. Плюшкин бы рядом с ним выглядел завсегдатаем модных салонов. <…> Он продавал рукописи Хлебникова. Долго расправляя их на столе, разглаживал, как закройщик. „На сколько вам?“ — деловито спрашивал. „На три червонца“. И быстро, как продавщик ткани в магазине, отмерив, отхватывал ножницами кусок рукописи — ровно на тридцать рублей. / В свое время он был Рембо российского футуризма. <…> Когда-то и Рембо примерно в том же возрасте так же вдруг бросил поэзию и стал торговцем. <…> Он прикидывался барыгой, воришкой, спекулянтом. Но одного он не продал – своей ноты в поэзии. Он просто перестал писать. Поэзия дружила лишь с его юной порой. С ней одной он остался чист и честен».11
8. РГАЛИ. Ф. 1338. Оп. 1, 2. Ед. хр. 1–2472.

9. Ср. в оценке А. А. Шемшурина: «Крученых отошел в сторону, но не пропал» (Шемшурин А. Слишком земной человек // Алексей Крученых в свидетельствах современников / Сост., вступ. статья, подг. текста и комм. С. Сухопарова. München: Verlag Otto Sagner, 1994. С. 63). Похожую характеристику можно найти и в других воспоминаниях, от наиболее сдержанных (М. М. Синяковой) до самых жестких характеристик, попутно обесценивающих и архивное собрание Крученых (Н. Н. Ассеева). См.: «По специальности он певец, хотя давно бросил это занятие. Он носит чужие ботинки, я уверен, не только от скупости, но и с тем расчетом, чтобы оставлять после себя оттиск чужих следов. / Он ест, как кошка, придавливая еду лапой к земле, жмурясь и урча; причем после сладкого может есть мясо, если оно осталось на столе недоеденным. Он собирает подписи, наброски, черновики, фотографии всех мало-мальски известных режиссеров, наклеивая их, составляя из них альбомы, собирая огромный архив отбросов Вот откуда пошло в народе поверье о вурдалаках и упырях» (Асеев Н. Н. Собр. соч.: В 5 т. М., 1964. Т. 5. С. 23–24, 26).

10. См. отзыв Романа Якобсона: «…Крученых, к нему я никогда не относился как к поэту; мы переписывались как два теоретика, два заумных теоретика» (Якобсон-Будетлянин. Сборник материалов / Сост., подг. текста, предисловие и комм. Б. Янгфельдта. Stockholm: Almqvist & Wiksell International, 1992. С. 48 (Acta Universitatis Stockholmiensis; 29. Stockholm Studies in Russian Literature)).

11. Вознесенский А. На виртуальном ветру. М., 1998. С. 26–28.
8 Созданный Андреем Вознесенским портрет, в котором поэзия почти синонимически связана с юностью, закрепил не только метаморфозу Круч – Курчонок, но и новый статус: Крученых – коллекционер. Ревизия наследия поэта Алексея Крученых произошла только в работах последнего десятилетия, когда исследовательский фокус сосредоточился на неопубликованных текстах, и новой terra incognita стали рабочие тетради позднего периода.
9 Для публикации отобраны записи из рабочих тетрадей 1927 – июня 1930 года (РГАЛИ. Ф. 1338. Оп. 1. Ед. хр. 47, 49). В журнальной версии практически невозможно передать графику и последовательность трех слоев правки, поэтому воспроизводится только окончательный текст: каллиграфия/машинопись с последней правкой. При публикации сохранены особенности авторского стиля Крученых: оставлены без изменения строчные и прописные буквы, пунктуация, фонетическая запись, новообразования и намеренные искажения слов. В стихотворных текстах передана строфика. Конъектуры текстолога приведены в угловых скобках.
10 Субботний вечер –
11 Всякой работе –
12 шабаш!
13 А в парикмахерской
14 шипучий ад
15 Там старичишке
16 пятнадцать лет
17 Весь в пене он
18 И ножницы в носу торчат:
19 Высоченный подмастерье
20 в ноздре отыскивает бороду
21 и подстригает.
22 Когда же чист,
23 и выбрит
24 И шиворот в одеколоне –
25 старик встает,
26 кряхтя сугробно, –
27 Ему навстречу
28 хозяин заведения
29 виляет:
30 Молло-дой
31 челло-век,
32 с вас тридцать пять,
33 благодарю покорно! –
34 Пра-а-шу <перейти?> направо,
35 Пожалуйста, присядьте
36 Эй, щипцы!
37 Парикмахер
38 уже встает
39 над новой жертвой
40 умильно пробривая
41 левый
42 глаз.12
12. РГАЛИ. Ф. 1338. Оп. 1. Ед. хр. 47. Л. 13–13 об.
43 * * *
44 О Пастернаке
45 В жизни – обнаженная правдивость (пафос ее). [Всегда ли?]13 Пильняк14 и ко: какая же это революция: свободы слова нет и т. д. Пастернака прорвало: это вы говорите о революции, что вам до революции (длинная речь).
13. Так в оригинале.

14. Пильняк Борис Андреевич (1894–1938; арестован 28 октября 1937-го, расстрелян 21 апреля 1938 года). В июне 1926 года в журнале «Новый мир» была опубликована рецензия на «Повесть непогашенной луны» Пильняка, в которой она была названа контрреволюционной и порочащей партию. В январе 1927 года в этом же журнале было помещено покаянное письмо Пильняка.
46 М. Левидов:15 Я ведь в сущности еретик.
15. Левидов Михаил Юрьевич (1891–1942) – писатель, драматург и журналист. Сотрудничал с журналом «ЛЕФ». В 1941 году арестован, расстрелян 5 мая 1942 года.
47 Пастернак (подняв с полу окурок):16 если М. Л. еретик, то это – Савонаролла! <так!>17
16. Черновой вариант: «другому лицу, указывая на окурок на полу».

17. Савонарола Джироламо (1452–1498), монах-доминиканец. Последователи Савонаролы сжигали на «кострах тщеславия» картины, светские книги, зеркала и предметы роскоши.
48 Пастернак (о книге «Все о Есенине»18): со временем забудут, спутают и будут считать, что стихи Есенина написал Крученых.19
18. Речь идет о серии из 7 книг Крученых 1925–1926 годов: «Лики Есенина. От херувима до хулигана. Есенин в жизни и в портретах» (1925), «Гибель Есенина. Как Есенин пришел к самоубийству» (1926), «Есенин и Москва кабацкая» (1926), «Новый Есенин. О первом томе собрания стихотворений (1926), «Проделки есенистов» (1926), «Хулиган Есенин» (1926) и «Черная тайна Есенина» (1926).

19. РГАЛИ. Ф. 1338. Оп. 1. Ед. хр. 47. Л. 34.
49 * * *
50 Мне снилось (или сквозь сон) – это он написал новую поэму!
51 Воспоминания
52 Владимир –
53 длинное имя какое,
54 пред смертью так трудно
55 водить пером!
56 Ма-я-ков-ски-й –
57 еще потруднее,
58 Его прочитал я
59 с трудом…
60 17.IV.3020
20. Там же. Ед. хр. 49. Л. 3.
61 * * *
62 Не дам я работы крематорию
63 не буду затруднять родных, знакомых.
64 На зло поклонникам
65 ПРИ ЖИЗНИ
66 сам
67 все сожгу
68 до последней косточки, –
69 пусть кричат:
70 веселый был покойничек…21
21. Там же. Л. 24.
71 * * *
72 Уже роковые тени заката
73 набросили сетку на нашу голову
74 Вот уже старый друг протянул пятки, –
75 не вмещается в нормальном гробу.
76 Рокот моря, гуд земли,
77 мор небесный, град и гром
78 поразить нас больше не смогли-б
79 чем МАЯК, упавший среди комнаты.
80 Чуть-чуть пролив,
81 остальные раздавивши слезы,
82 говорю я не как нежный друг и брат,
83 говорю я прямо, крепко, грозно:
84 МАЯКОБА!
85 Что-ж ты сделал?
86 Во всю комнату
87 на локоть –
88 «дуба дал».
89 Из-за драмы,
90 из-за бабы
91 два набоба
92 пыжат морды…
93 Грязный бантик
94 дряблых губок
95 надо-б –
96 с корнем!
97 А ТЫ
98 ДУЛО ВДВИНУЛ! –
99 наповал!..
100 МАЯКОБА!
101 В небе бомбы
102 гляди в оба!
103 Многотонный
104 перегрызывает небо
105 грузный газовоз…
106 Сторож, сторож!
107 Нет, не в пору!
108 Двинул горы.
109 Врагу в радость,
110 нам на горе,
111 рано, рано,
112 рокот моря –
113 крупнокалибровый загромыхал…22
22. Там же. Л. 25–26.
114 * * *
115 Цокает цинком осень,
116 Воздух – стекло.
117 Холостит.
118 Дайте мне добродить
119 по холодной степи,
120 дослушать пронизывающие стихи.
121 Там
122 – смотришь –
123 Старуха костлявой клюкою
124 Ко мне постучит…
125 (Холодный май 6/V– 30)23
23. Там же. Л. 57.
126 * * *
127 ДНЕВНИК24
24. Подчеркнуто пунктиром.
128 Еще раз обмануть
129 голод и войну –
130 злейших скелетов,
131 поиздеваться над смертью, –
132 и тогда –
133 капут…
134 7/VI–30
135 Мрач<ные> мысли
136 и всем известно…25
25. Там же. Л. 77.

Библиография

1. Архив Н. И. Харджиева. Русский авангард. Материалы и документы из собрания РГАЛИ: В 3 т. / Сост. А. Парнис; науч. ред. А. Сарабьянов. М., 2017-2019.

2. Асеев Н. Н. Собр. соч.: В 5 т. М., 1964. Т. 5.

3. Вознесенский А. На виртуальном ветру. М., 1998.

4. Гурьянова Н. Биография дичайшего. Воспоминания Крученых в литературном контексте 1920-1930-х годов // Крученых А. Е. К истории русского футуризма: Воспоминания и документы / Вступ. статья, подг. текста и комм. Н. Гурьяновой. М., 2006.

5. Из литературного наследия Крученых / Сост., послесловие, публ. текстов и комм. Н. Гурьяновой. Berkeley, 1999.

6. ИоффеД. Г. К вопросу о радикальной эстетике Второго русского авангарда. Поэтика Михаила Гробмана: живопись, жизнетворчество и кинический террор // Новое литературное обозрение. 2016. № 4.

7. Иоффе Д. Г. Символический капитал посмертного наследия Хлебникова и Маяковского sub specie авангардной перформативности скандала. Семиотическая прагматика авангардного поведения и жизнетворчества // Критика и семиотика. 2022. № 1.

8. КарповД. "Неизданный Хлебников" Алексея Крученых и другие стеклографированные издания Алексея Крученых // Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования. 2005. № 1-2 (24).

9. Книги А. Е. Крученых кавказского периода из коллекции Государственного музея В. В. Маяковского: каталог / Авт.-сост. Л. Г. Жукова, Д. В. Карпова. М., 2002.

10. Крученых А. Е. К истории русского футуризма: Воспоминания и документы / Вступ. статья, подг. текста и комм. Н. Гурьяновой. М., 2006.

11. Розанова О. "Лефанта чиол..." / Вступ. статья, публ. писем и комм. В. Н. Терехиной. М., 2002.

12. Харджиев Н. От Маяковского до Крученых: Избранные работы о русском футуризме. С приложением "Кручёныхиады" и других материалов. М., 2006.

13. Харджиев Н. Полемичное имя // Памир. 1987. № 2.

14. Шапир М. И. Эстетический опыт ХХ века. Авангард и постмодернизм // Philologica. 1995. Т. 2. № 3/4.

15. Шемшурин А. Слишком земной человек // Алексей Крученых в свидетельствах современников / Сост., вступ. статья, подг. текста и комм. С. Сухопарова. Munchen: Verlag Otto Sagner, 1994.

16. Якобсон-Будетлянин. Сборник материалов / Сост., подг. текста, предисловие и комм. Б. Янгфельдта. Stockholm: Almqvist &Wiksell International, 1992 (Acta Universitatis Stockholmiensis; 29. Stockholm Studies in Russian Literature).

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести