А. А. БЛОК И ВЛ. В. ГИППИУС: ЗАВЕРШЕНИЕ ОДНОЙ ПОЭТИЧЕСКОЙ ПОЛЕМИКИ
А. А. БЛОК И ВЛ. В. ГИППИУС: ЗАВЕРШЕНИЕ ОДНОЙ ПОЭТИЧЕСКОЙ ПОЛЕМИКИ
Аннотация
Код статьи
S013160950028628-4-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Быстров Вячеслав Николаевич 
Должность: Ведущий научный сотрудник
Аффилиация: Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН
Адрес: Российская Федерация,
Выпуск
Страницы
207-213
Аннотация

Сообщение представляет собой историю обмена поэтическими посланиями между А. Блоком и Владимиром Гиппиусом. Этот диалог в стихах был опубликован в журнале «Гиперборей» в 1912 году. Итоговым в полемике стало стихотворение Вл. Гиппиуса «А. Блоку» («Как сладко ты поешь...»), написанное в мае 1914 года. Оно не было послано адресату. Стихотворение вошло в состав неизданного сборника Вл. Гиппиуса «Затменья звезд» и публикуется впервые. В сообщении сделана попытка проанализировать это послание в общем контексте полемики.

Ключевые слова
А. Блок, Владимир Гиппиус, поэтическая полемика, журнал «Гиперборей», контекст цикла, интерпретация.
Классификатор
Получено
17.11.2023
Дата публикации
30.11.2023
Всего подписок
10
Всего просмотров
34
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
Доступ к дополнительным сервисам
Дополнительные сервисы только на эту статью
Дополнительные сервисы на весь выпуск”
1 DOI: 10.31860/0131-6095-2023-4-207-213
2 © В. Н. БЫСТРОВ
3 А. А. БЛОК И ВЛ. В. ГИППИУС: ЗАВЕРШЕНИЕ ОДНОЙ ПОЭТИЧЕСКОЙ ПОЛЕМИКИ
4 Хронология стихотворного диалога двух поэтов четко прослежена в мемуарах Владимира Гиппиуса «О Блоке, что помню», опубликованных в 2003 году А. М. Грачевой и О. А. Линдеберг. Следует отметить, что во вступительной статье к публикации затронуты существенные моменты этого обмена посланиями.1
1. Гиппиус Вл. В. О Блоке, что помню / Предисловие, публ. и комм. А. М. Грачевой и О. А. Линдеберг // Писатели символистского круга. Новые материалы. СПб., 2003. С. 48–51. См. также: Блок в поэзии его современников / Вступ. статья и публ. Ю. М. Гельперина // Лит. наследство. 1982. Т. 92. Александр Блок. Новые материалы и исследования: В 5 кн. Кн. 3. С. 542–543, 553–554.
5 Предваряя содержание диалога, необходимо обратить внимание на то, что Вл. Гиппиус изначально выступал в статусе своего рода духовного наставника, учителя. Не случайно Зинаида Гиппиус в посвященном ему стихотворении «Псалмопевцу» (1912) писала: «О тайнах подземных и звездных / Поешь ты в пустынной тиши…».2 Поэт ощущал себя обладателем неких сокровенных истин, едва ли не провидцем и пророком. В одном из стихотворений неопубликованного сборника «Затменья звезд» он, в частности, утверждал: «Срываю медленно туман судьбы / И вижу всё, что непременно будет… <…> Предсказывать – всё знать, всё знать заране – / О, Боже мой, какая тяготá! <…> Открылась мне великая бескрайность; / Теперь ясна мне дней необычайность…»3
2. Цит. по: Гиппиус З. Н. Сочинения. Стихотворения. Проза / Вступ. статья, сост., подг. текста и комм. К. М. Азадовского, А. В. Лаврова. Л., 1991. С. 171.

3. ИРЛИ. Ф. 79 (Р. В. Иванов-Разумник). Оп. 4. Ед. хр. 8. Л. 6, 7.
6 Как известно, исходным импульсом для Вл. Гиппиуса послужило стихотворение Блока «Всё на земле умрет – и мать, и младость…», написанное в 1909 году: «Как-то весной (1912), – вспоминал он, – я послал ему (Блоку. – В. Б.) свое возражение в стихах – со стороны оптимизма – на его формулу в стихах – пессимизма».4 «Формулу пессимизма» Вл. Гиппиус усмотрел в заключительной строфе:
4. Гиппиус Вл. В. О Блоке, что помню. С. 63.
7 И к вздрагиваньям медленного хлада
8 Усталую ты душу приучи,
9 Чтоб было здесь ей ничего не надо,
10 Когда оттуда ринутся лучи.5
5. Блок А. А. Полн. собр. соч. и писем: В 20 т. М., 1997. Т. 3. С. 128.
11 Усеченную последнюю строку четверостишия Вл. Гиппиус взял в качестве эпиграфа. Его стихотворное «возражение» исходило именно из этого блоковского постулата:
12 Александру Блоку
13 …Оттуда ринутся лучи.
14 Ты думаешь – они оттуда ринутся?
15 Мне кажется, что – нет:
16 Но в час назначенный все опрокинутся –
17 Все зримые в незримый свет –
18 Незримый свет, который в зримом стелется,
19 Струится и молчит;
20 Он вдруг заговорит, – и всё изменится,
21 Всё неизменное в истоме лет!
22 Ты понял ли, что всё уже известное
23 Лишь неизвестно нам, –
24 Что мы идем в стране уже прелестной,
25 Но горестной очам,
26 Что мы струимся в самом сердце мира, –
27 Но мир еще не наш…
28 Что мы заждались в самом буйстве пира
29 Заветных чаш!
30 1912. Февраль.6
6. Гиперборей. 1912. [Вып.] II. Ноябрь. С. 3.
31 Этот текст был опубликован первым в составе «поэтического диалога» между Вл. Гиппиусом и Блоком в журнале «Гиперборей». Вл. Гиппиус как бы размышлял в координатах соловьевского и блоковского «двоемирия»: «здесь» и «там», «всё видимое нами / Только отблеск, только тени от незримого очами» (из стих. Вл. Соловьева «Милый друг, иль ты не видишь…», 1892).7 Но он убеждал Блока в том, что мир уже весь пронизан чудесными, но незримыми пока лучами, неземным светом. Не нужно их ждать «оттуда». Примечателен сходный образ в стихотворении Ахматовой «Помолись о нищей, о потерянной…», также опубликованном в «Гиперборее»:
7. Соловьев В. Стихотворения и шуточные пьесы / Вступ. статья, сост. и прим. З. Г. Минц. Л., 1974. С. 93 (Библиотека поэта. Большая сер.).
32 Отчего же Бог меня наказывал
33 Каждый день и каждый час?
34 Или это Ангел мне указывал
35 Свет, невидимый для нас?8
8. Гиперборей. 1912. [Вып.] I. Октябрь. С. 5. Ср. близкую по семантике строку из стихотворения Гумилева «Фра Анжелико»: «И здесь есть свет, и там иные светы» (Там же. С. 11).
36 Образ «заветных чаш», возможно, восходит к «Чаше жизни» Лермонтова (1831): «Мы пьем из чаши бытия / С закрытыми очами, / Златые омочив края / Своими же слезами… / <…> Тогда мы видим, что пуста / Была златая чаша, / Что в ней напиток был – мечта, / И что она – не наша».9
9. Лермонтов М. Ю. Полн. собр. стихотворений: В 2 т. Л., 1989. Т. 1. С. 211 (Библиотека поэта. Большая сер.).
37 Поэт, вспоминал Вл. Гиппиус, «отозвался – тогда же – ответным посланием со стороны пессимизма – пущего. По почте».10 Этим посланием явилось стихотворение «Владимиру Бестужеву. Ответ», в котором Блок, казалось бы, соглашался с ним:
10. Гиппиус Вл. В. О Блоке, что помню. С. 63.
38 Владимиру Бестужеву. Ответ
39 Да, знаю я: пронзили ночь отвека
40 Незримые лучи.
41 Но меры нет страданью человека,
42 Ослепшего в ночи!
43 Да, знаю я, что в тайне – мир прекрасен,
44 (Я знал Тебя, Любовь!).
45 Но этот шар над льдом жесток и красен,
46 Как гнев, как месть, как кровь!
47 Ты ведаешь, что некий свет струится,
48 Объемля всё до дна,
49 Что ищет нас, что в свисте ветра длится
50 Иная тишина…
51 Но страннику, кто снежной ночью полон,
52 Кто загляделся в тьму,
53 Приснится, что не в вечный свет вошел он,
54 А луч сошел к нему.
55 Март 1912 г.11
11. Гиперборей. 1912. [Вып.] II. Ноябрь. С. 3.
56 А. М. Грачева и О. А. Линдеберг справедливо отметили подспудную связь этого текста со стихотворением Пушкина «Странник» (1835), в котором фигурирует образ «некоего света», обещавшего «спасенья верный путь», а также со статьей Блока «О современном состоянии русского символизма» (1910).12
12. Гиппиус Вл. В. О Блоке, что помню. С. 49–50.
57 Почему Вл. Гиппиус почувствовал в стихотворении еще больший пессимизм? Видимо, ему показалось, что Блок упорно не верит в метафизический божественный свет, в слияние в реальности двух разных миров.
58 Вл. Гиппиус решил продолжить полемику: «Я ответил длиннейшим поучением в стихах. По почте же».13 Подразумевается цикл из четырех стихотворений под названием «Александру Блоку. Ответ», созданный в апреле 1912 года. В первом из них («Таинственно люблю – и знаю сладость в розах…») он уверял:
13. Там же. С. 63.
59 <…>
60 И есть призыв в лесах, смолою пьяных,
61 Напев – в твоих стихах:
62 Всё – как в любви, – всё в золотых туманах
63 И золотых ручьях!
64 Я осязаю мир так явственно и властно,
65 Так чувственно – до дна,
66 Что – вот сгорю в одной мечте бесстрастной –
67 От счастья и вина…
68 <…>
69 Что – вот умру в одном порыве к счастью,
70 Задуманном не мной!14
14. Гиперборей. 1912. [Вып.] II. Ноябрь. С. 5–6.
71 Залог оптимизма поэта – в вере в предустановленную гармонию, дарованную свыше.
72 Во втором стихотворении («Да, все признать! и безрассудно верить…») возникают мотивы возвышенного стоицизма:
73 Да, все признать! и безрассудно верить,
74 Что есть обет во всем.
75 Да, все принять – и не считать потери,
76 Теряя день за днем!
77 <…>
78 Все дни забыть – и исступленно плакать
79 В ночную темноту, –
80 И быть слезой испытанного мрака,
81 Сияющей в мечту!15
15. Там же. С. 6.
82 Но это было близко и мироощущению Блока. Недаром он высоко ценил стихотворение Тютчева «Два голоса»: «Тревога и труд лишь для смертных сердец… / Для них нет победы, для них есть конец».16 «Смысл трагедии – БЕЗНАДЕЖНОСТЬ борьбы, но тут нет отчаяния, вялости, опускания рук. Требуется высокое посвящение».17
16. Тютчев Ф. И. Полн. собр. стихотворений. Л., 1957. С. 178 (Библиотека поэта. Большая сер.).

17. Блок А. Собр. соч.: В 8 т. М.; Л., 1963. Т. 7. С. 89.
83 В третьем стихотворении («Но мы забыли чувственную прелесть…») Вл. Гиппиус, по сути, невольно повторяет постулат из блоковского стихотворения; у Блока: «Да, знаю я, что в тайне – мир прекрасен…»; у Гиппиуса:
84 Но мы забыли чувственную прелесть,
85 Завещанную нам,
86 И – что в страстях людских иная цель есть,
87 Неявная умам;
88 <…>
89 Мы раздвоили внутреннюю цельность
90 Навек – лучей и тьмы…
91 Но есть во всем иная безраздельность, –
92 И безраздельны мы!18
18. Гиперборей. 1912. [Вып.] II. Ноябрь. С. 7.
93 Это стремление к гармонии, внутреннему равновесию, которые изначально присущи природе, мирозданию.
94 В заключительном стихотворении («Да, всё признать!.. любить с тоской пристрастной…») Гиппиус уверял «ослепшего в ночи» страдающего поэта:
95 Ты не ослеп – ты зарыдал в метелях, –
96 Ты встретишь ночь в звездах!19
19. Там же. С. 8.
97 «Ночь в звездах» – один из важнейших символических образов в лирике Вл. Гиппиуса. Так назван его сборник, вышедший в 1917 году. Еще Н. К. Гудзий в конце 1920-х годов указал первоисточник этого образа: стихотворение Тютчева «Не то, что мните вы, природа…» (1836): «Лучи к ним в душу не сходили, / Весна в груди их не цвела, / При них леса не говорили / И ночь в звездах нема была».20 Знаменательны в данном контексте строки стихотворений из упомянутого выше сборника Вл. Гиппиуса «Затменья звезд»: о поэте – «Ты должен, для того чтоб петь, / Лететь на крыльях ночи звездной!»; о Боге – «Дышит в небе ночная звезда, / Блещет тайна Твоя золотая…»21 Подобное восприятие макрокосма отражено, к примеру, в стихотворении Вяч. Иванова «Звездное небо» (1889):
20. Гудзий Н. К. Тютчев в поэтической культуре русского символизма // Известия по русскому языку и словесности Академии наук СССР. 1930. Т. 3. № 2. С. 526. Данная строфа послужила эпиграфом к разделу «Посвящение» в сборнике «Ночь в звездах» (Пг., 1917. С. ).

21. ИРЛИ. Ф. 79 (Р. В. Иванов-Разумник). Оп. 4. Ед. хр. 8. Л. 41 об., 52 об. Ср. в стихотворении Вл. Гиппиуса «Когда я прав, когда я прав, о Боже...» (1912): «Мне говорят – зачем ты в мире любишь / Лишь ночь в звездáх?» (цит. по: Русский модернизм. Поэтика. Текстология. Историко-литературный контекст. СПб., 2022. С. 403; публ. В. Н. Быстрова). Ср. также в его поэме «Лик человеческий» (1922): «Всё видимое – думаешь, – пустое? / Оно – как „ночь в звездáх“, – всё золотое, / Всё голубое... Слушай: всё – точь-в-точь, – / Как там! в раю, – где – мы уже с тобою!» (Гиппиус В. Лик человеческий. Пб.; Берлин: Эпоха, 1922. С. 71).
98 Сердце ж алчет части равной
99 В тайне звезд и в тайне дна:
100 Пламенеет и пророчит,
101 И за вечною чертой
102 Новый мир увидеть хочет
103 С искупленной Красотой.22
22. Иванов Вяч. И. Собр. соч.: В 4 т. Брюссель, 1971. Т. 1. С. 525.
104 Владимир Васильевич считал свои послания Блоку оптимистичными поучениями. Парадокс заключается в том, что как раз в этом переломном для него 1912 году он сам мучительно раздваивался, боролся с неверием, с пессимизмом.
105 На мой взгляд, Блок не усмотрел в стихах своего оппонента существенных возражений и счел поэтический диалог исчерпанным. «На это возражение он уже не ответил», – констатировал Гиппиус.23 Но в качестве завуалированного ответа он воспринял надпись на подаренной ему книге. «А я ждал. И – дождался. Осенью – через моего младшего брата Васю – он передал мне только что вышедшее собрание своих стихотворений с надписью: „Вл<адимиру> Васильевичу:
23. Гиппиус Вл. В. О Блоке, что помню. С. 63.
106 И усыпительно, и сладко
107 Поет незвучная вода, –
108 Что сон ночной, что сумрак краткий –
109 Не навсегда, не навсегда…
110 Блок“
111 Четверостишие было взято из книги моих стихов „Возвращение“24 – незадолго до того посланных мною Блоку. (По почте – опять же). Но я думаю, что понял верно эту выписку из моей книги – на Собрании его стихотворений – как ответ – на мое второе весеннее поучение.
24. Возвращение. Из книги «Завет» Вл. Бестужева (1896–1906 г.). СПб.: Цех поэтов, 1912. С. 91.
112 И опять Мережковский же говорил, что моя книга стихов ему понравилась: „Благородная скука…“ Стало быть, Блок попрекнул меня моим <четверостишием?> – в ответ на второе поучение. <…> А меня еще раз подмыло – возражать Блоку на один из его новых пессимизмов <…> – в „Сирине“.25
25. Имеется в виду публикация в 3-м сборнике «Сирин» цикла «Седое утро» (СПб., 1914. С. LIII–LXVII), в который вошли следующие стихотворения: «Художник» («В жаркое лето и в зиму метельную...»), «Как свершилось, как случилось?..», «О, нет! не расколдуешь сердца ты...», «Седое утро» («Утреет. С Богом! По домам!..»), «Как растет тревога к ночи...», «Я вижу блеск, забытый мной...», «Когда ты загнан и забит...» (заключительная часть 3-й главы поэмы «Возмездие»).
113 Я написал возражение в стихах. Третье поучение. И – не послал. Потом Шура (брат, Александр Васильевич Гиппиус) прочел.
114 – Что это ты всё Блоку возражаешь?
115 – Такая уж судьба…»26
26. Гиппиус Вл. В. О Блоке, что помню. С. 63.
116 Таким образом, полемика продолжилась в 1914 году. Под не посланным поэту «третьим поучением» подразумевается стихотворение «А. Блоку». Этот текст Вл. Гиппиус включил в свой, до сих пор не изданный, сборник «Звезды днем» (раздел «Днесь»), рукопись которого хранится в архиве поэта в Пушкинском Доме. Сборник является третьей частью поэтической тетралогии «На семи путях».
117 Процитируем текст автографа стихотворения по последнему слою правки:
118 А. Блоку
119 Как исступленно ты протянешь руки
120 В глухую ночь, о, бедная моя!
121 Увы! не долетают жизни звуки
122 К утешенным весной небытия.
123 Как сладко ты поешь! какие звуки!
124 Но как неверно дрогнула струна,
125 О милый брат, едва протянем руки,
126 Уже поет ответная весна.
127 Какая? здешняя? – всегда живая?
128 Нездешняя, – жива или мертва?
129 О, знаю, мы изгнанники из рая, –
130 Но поняты ли вещие слова?
131 Кто поднял меч? кто закружил самумы
132 Вокруг воздушно-чувственных садов,
133 Что это, сон? ах, не тверди, не думай,
134 Что мы дрожим в оцепененье снов.
135 Завеса пала – очи ослепила,
136 Завесу снимем – и опять в раю,
137 Ты слышишь, кружит огненная сила
138 И грусть и страсть ослепшую твою?
139 Мы исступленно протянули руки,
140 Но не оглохла ночь, Бог не оглох:
141 Но явственно тревожат наши звуки
142 Не мертвых, нет! (не верь, не верь разлуке!) –
143 Лишь утаенных в сумраке дорог.
144 5 мая 1914 г.27
27. ИРЛИ. Ф. 77 (Вл. В. Гиппиус). Ед. хр. 9. Л. 130–131 об.
145 Эпиграфом послужила предпоследняя строфа блоковского стихотворения «О, нет! не расколдуешь сердца ты…» (1913).
146 Судя по всему, прежде всего этот текст вызвал отклик Гиппиуса. Важно учитывать, что в стихотворении Блока его слова обращены к лирическому адресату, пребывающему в неких снах, «красивых мечтах», но ищущему подлинной жизни.
147 Главный пункт расхождения двух поэтов сохранялся и в этом, пантеистическом, по сути, «поучении». Символической «весне небытия» Гиппиус противопоставляет другую, «здешнюю весну». В его восприятии, «утешенные весной небытия» Блока – это какие-то духовные мертвецы, которые «в глухую ночь» ждут спасения. Но, уверял он поэта, они не мертвые, поскольку «ночь не оглохла, Бог не оглох». Они – просто блуждающие в ночи «странники», которым доступны животворящие «звуки». Стоит только протянуть им руки… Но ведь об этом и блоковский финал стихотворения: «Ты проклянешь, в мученьях невозможных, / Всю жизнь за то, что некого любить! / Но есть ответ в моих стихах тревожных: / Их тайный жар тебе поможет жить».28 Этот «ответ» поэта-провидца – опора и надежда отчаявшемуся пессимисту, каковым сам Блок себя не считал, по крайней мере в то время.
28. Блок А. А. Полн. собр. соч. и писем. Т. 3. С. 103.
148 Конечно, могут быть и другие трактовки гиппиусовского текста, который многозначен и не исчерпывается перекличками со стихотворением Блока.
149 Почему Гиппиус не послал поэту свое «третье поучение», не опубликовал его? Во-первых, Вл. Гиппиус не мог не учитывать, что Блок в 1912 году никак не откликнулся на цикл из четырех стихотворений. Возврат к «диалогу» с очередным «поучением» мог восприниматься как нечто излишнее, докучное. Во-вторых, он, видимо, осознавал, что не стоит уже выступать в роли учителя поэта, авторитет, роль и значение которого возрастали с каждым годом.

Библиография

1. Блок А. А. Полн. собр. соч. и писем: В 20 т. М., 1997. Т. 3.

2. Блок А. Собр. соч.: В 8 т. М.; Л., 1963. Т. 7.

3. Блок в поэзии его современников / Вступ. статья и публ. Ю. М. Гельперина // Лит. наследство. 1982. Т. 92. Александр Блок. Новые материалы и исследования: В 5 кн. Кн. 3.

4. Гиппиус ВЛ. В. О Блоке, что помню / Предисловие, публ. и комм. А. М. Грачевой и О. А. Линдеберг // Писатели символистского круга. Новые материалы. СПб., 2003.

5. Гиппиус З. Н. Сочинения. Стихотворения. Проза / Вступ. статья, сост., подг. текста и комм. К. М. Азадовского, А. В. Лаврова. Л., 1991.

6. Иванов Вяч. И. Собр. соч.: В 4 т. Брюссель, 1971. Т. 1.

7. Лермонтов М. Ю. Полн. собр. стихотворений: В 2 т. Л., 1989. Т. 1 (Библиотека поэта. Большая сер.).

8. Русский модернизм. Поэтика. Текстология. Историко-литературный контекст. СПб., 2022.

9. Соловьев В. Стихотворения и шуточные пьесы / Вступ. статья, сост. и прим. З. Г. Минц. Л., 1974 (Библиотека поэта. Большая сер.).

10. Тютчев Ф. И. Полн. собр. стихотворений. Л., 1957 (Библиотека поэта. Большая сер.).

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести